В ноябре 1983 года из музыкантов ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА и ХРУСТАЛЬНОГО
ШАРА во главе со Святославом "Алисой" Задерием собралась новая группа.
Свою кличку Слава сделал названием команды и, таким образом, сразу
связал новорожденную группу родственными узами со Страной Чудес и
Зазеркальем. За первый год своего существования АЛИСА стяжала себе
известность в стенах питерского рок-клуба и чуть-чуть за его пределами,
но, по воспоминаниям самих музыкантов, "настоящая жизнь" началась
только после того, как Задерий пригласил в группу москвича Костю
Кинчева, взамен Бори Борисова, прежнего вокалиста. В феврале 85-го
состоялись первые репетиции в обновленном составе, а в марте того же
года АЛИСА стала лауреатом З-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, как
бы отметив свое второе рождение. 1985 год, принес АЛИСЕ еще одну
перемену. Гитарист Андрей Шаталин получил диплом железнодорожника и
уехал по распределению в Прибалтику, а группа осталась без гитариста. И
тут появился Петя Самойлов, который долгое время нигде не играл. Кроме
него на роль гитариста претендовал Андрей "Худой" Васильев. Слава
Задерий склонился к сторону Пети: Петя сочинял песни. а Худой - нет.
(Год спустя, после возвращения Шаталина, а главное - в связи с уходом
лидера и бас гитариста Славы Задерия в 1987 году, Петя перешел на
бас-гитару). Свой первый альбом "Энергия" АЛИСА сделала в жестком
нововолновом ключе, насколько это было возможно с саксофоном, флейтой,
скрипкой и виолончелью... "Энергия" стала одной из первых в русском
роке пластинок, изданных государственной фирмой грамзаписи "Мелодия".
По официальным данным, тираж превысил 1 000 000 экземпляров. В 1986
году АЛИСУ стало лихорадить - два лидера никак не уживались в одной
группе. "По ту сторону добра и зла" (программу, сыгранную на IV
фестивале ЛенРок - клуба) они сделали еще вместе, а осенью на одном из
концертов Задерий сказал остальным: "Подождите, я сейчас..." и исчез.
"Алисовцы" в спешном порядке нашли замену - басиста группы КИНО Игоря
Тихомирова, которому тут же, в гримерке, показали нужные аккорды. Через
некоторое время Слава все же вернулся в группу, и так периодически то
пропадал, то снова появлялся в АЛИСЕ, пока в 1987 году не собрал новую
команду НАТЕ! - название для которой, кстати, придумал Кинчев. Весной
1987 года АЛИСА приступила к работе над своим вторым альбомом -
"БлокАда". Альбом получился заметно тяжелее " Энергии" и гораздо более
цельным и продуманным, хотя записали "Алисовцы" его за три дня. 17
ноября 1987 года перед концертом группы в ленинградском Дворце спорта
"Юбилейный" произошел инцидент, который вылился в долгий судебный
процесс, традиционно называемый "делом Кинчева". Милицейский кордон не
пропускал Константина и его первую жену, Анну Голубеву, и когда,
наконец, Костя, взвинченный, вышел на сцену, одну из песен ("Эй, ты,
там, на том берегу") он посвятил: "иностранным гостям, присутствующим в
этом зале ментам и прочим гадам". Через несколько дней в ленинградской
газете "Смена" появилась публикация 24-летнего Виктора Кокосова,
названная ""Алиса" с косой челкой" : "Хайль, Гитлер, на том берегу", -
прокричал в микрофон солист группы К.Кинчев. Часть, зала застыли в
недоумении уж не ослышались ли? Другая часть, перед эстрадой, казалось,
ничего не заметила и продолжала раскачиваться из стороны в сторону в
такт музыке". Надо ли говорить, как воспринял Константин обвинение в
фашизме. АЛИСА подала на "Смену" в суд за клевету. Разбирательство
должно было состояться в начале 1988 года в зале Куйбышевского
райнарсуда (г. Ленинград), но власти, естественно, воспротивились суду
над газетой. В то время это было невозможным. В начале марта Кинчева
арестовали на квартире у директора АЛИСЫ А.Тимошенко за, якобы,
учиненный там пьяный дебош, а через три дня - без всякого повода, в
подъезде. Дело отложили до 23 марта, взяв с АЛИСЫ подписку о невыезде.
На следующий день группа уехала с концертами в г. Псков. По возвращении
Костю посадили на 7 суток, сославшись на "убитого в Пскове
милиционера", но потом вынуждены были отпустить - за отсутствием
состава преступления. Незадолго до последнего заседания суда (3 октября
1988 г.) газета опубликовала официальное извинение перед музыкантами
группы - буквально в несколько строк, после чего АЛИСА решила
прекратить дело. Трудно сказать, то ли "утяжеление" стиля, то ли
неспокойная участь музыканта скандальной АЛИСЫ заставили по завершении
дела уйти из группы Андрея Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко
создал собственную группу ЗАМОК 30 и записал несколько альбомов, пока в
1990 году не продал свои клавиши и окончательно канул в творческое
небытие. В 1988 году АЛИСУ оставил еще один музыкант Саша "Пончик"
Журавлев, и весь следующий год с группой выступал саксофонист ДДТ "дядя
Миша" Чернов. В начале года в АЛИСЕ появился новый гитарист Игорь
Чумычкин, игравший в московской группе 99% и участвовавший в записи
альбома Юры Наумова "Перекати - поле". По рекомендации Юры Чума и
оказался в АЛИСЕ вместе с клавишником из 99%) Андреем Королевым. В
новом составе АЛИСА записала "Шестой Лесничий" и параллельно, на одном
дыхании, полуакустический- полухулиганский альбом "206, ч.2", который
практически сразу исчез и нашелся только через несколько лет в городе
Жиганске (!). Летом 1989 года в АЛИСУ вернулся Андрей Шаталин.
Следующий альбом "Шабаш" решили сделать концертным. Его сводили на
студии ВПТО Видеофильм, и от концертного варианта, записанного в
Лужниках 28.10.90 года, остались, дай Бог, ритм-секция и восторженные
возгласы зрителей возле сцены, но атмосфера концерта от этого не
пропала, и "Шабаш" - самый "живой" альбом за всю историю группы. На той
же студии "Алисовцы" записали "Для тех , кто свалился с Луны" -
мистический, в духе бродячего балагана, "маленький, забытый всеми
Театр". Этот альбом стал последним выпущенным на виниле все последующие
издавались только на кассетах и CD. В 1992 году группа впервые едет на
гастроли в Израиль. "Черную Метку" АЛИСА отыграла как реквием: 12
апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин покончил с собой
выбросившись из окна квартиры в Москве. В альбом вошли три песни самого
Игоря, одну из которых Чума закончить уже не успел, и за него это
сделал Кинчев. В апреле 1994 года в Москве в ДК им. Горбунова
состоялась презентация "Черной Метки" и празднование 10-летнего юбилея
группы. Практически сразу после выхода "Черной Метки", проехав мощным
"Метка - туром" "по просторам необозримым, местам сказочным заповедным"
(по всей стране до самого Владивостока), АЛИСА приступила к работе над
новой программой "Джаз",которая была записана осенью 1995 года. В этом
же году группа участвует в концерте "Музыканты Храму Христа Спасителя",
а все лето 1996 года дает концерты по России вместе с другими
известными музыкантами в туре "Голосуй или проиграешь". 1997 год
начинается для группы туром "Рок-н-ролл это не работа" и записью
альбома "Дурень". В декабре 1997 в рамках того же тура Алиса выступая в
Питере записывает концертный альбом "Пляс Сибири на берегах Невы". Весь
следующий год музыканты проводят в работе над новым альбомом и
подготовке к новому туру который посвящен 15-ти летию группы. Этот тур
стартует в Москве в декабре 1998 года и представляет собой театральное
действо из двух отдельных концертов. Первая часть - "Все это
рок-н-ролл" (ретроспективный взгляд на прошлое группы) и вторая часть
"Солнцеворот" (песни из нового альбома).